|
12.05.2012 Общество
"Казань - большая деревня", или пример для Судана, а по сравнению с Нью-Йорком не очень дорогой
Впервые я оказалась в вашем городе в 1999 году. У меня было трехмесячное путешествие по России, в Казани я пробыла тогда всего два часа. Но этого времени хватило, чтобы город впечатлил меня... У меня нет постановочных снимков. Мои фотографии показывают реальную жизнь. Люди, которые спонсировали мой проект на KickStarter, периодически получают сейчас от меня отчеты о работе в Казани, это тексты и фотографии. И они реагируют на эти отчеты, на эти фотографии, где мирно сосуществуют храмы и мечети, с удивлением и воодушевлением. Говорят: "Ух, ты!".
Элисон Шуман - независимый фотожурналист - в Казань прилетела из Нью-Йорка. В нашем городе она работает над долгосрочным авторским проектом о толерантности "Dissolving Borders" ("Исчезающие границы").
Деньги для реализации этого проекта ($6000) Элисон нашла при помощи KickStarter - так называется популярный американский сайт, предназначенный для краудфандинга. А "краудфандинг" (crowdfunding) - это сбор денег по методу "с миру по нитке". С помощью KickStarter ищут средства на съемку фильмов и издание книг, разработку компьютерных программ, журналистские расследования... Любой творческий человек может разместить на сайте свою видеопрезентацию и объявить сумму, необходимую ему на реализацию проекта. Собрать конкретную сумму проект должен к определенной дате, в сборе средств может принять участие любой желающий. Но если к обозначенной дате проект не собирает объявленную сумму, то все микроплатежи возвращаются плательщикам...
На мой взгляд, изучать опыт толерантности в многонациональной и многоконфессиональной Казани - это то же самое, что покупать самовар в Туле, пуховый платок - в Оренбурге, а в Курске слушать трели соловья. В смысле, это уже стереотипный проект без неожиданностей, и стать первооткрывателем в этой области нереально. Но Элисон Шуман, если я правильно поняла, это абсолютно не расстраивает. Кстати, понимать друг друга нам помогала переводчик Нина Соболева...
- Террористические акты в Нью-Йорке, случившиеся 11 сентября в 2001 году, спровоцировали в обществе негативное, предвзятое отношение к мусульманам, - говорит Элисон. - Я как независимый фотожурналист хочу показать свое видение мусульманского мира. Именно поэтому мне интересна Казань - уникальный город, где мусульмане мирно уживаются с представителями других религий.
- Как вы вообще узнали о существовании Казани?
- Впервые я оказалась в вашем городе в 1999 году. У меня было трехмесячное путешествие по России, в Казани я пробыла тогда всего два часа. Но этого времени хватило, чтобы город впечатлил меня... Примерно два года назад я всерьез задумалась о работе в Казани: мне показалось, что мои исследования, начатые в Америке, логично продолжить именно в толерантной Казани. И я их продолжила. Мне тогда удалось заранее (через Интернет) найти для проживания в вашем городе татарскую семью, один из членов которой владел английским языком. Это была замечательная семья! А в этот раз я живу в Казани не в семье, а самостоятельно: снимаю квартиру. Да, я немного говорю по-русски. Русский язык я изучала, еще когда училась в Техасском университете. Но не могу сказать, что знаю его в совершенстве. Мне удобно, когда рядом переводчик. А знать русский блестяще - моя цель.
- Что именно вы снимаете в Казани для вашего проекта?
- Это репортажные снимки с различных праздничных мероприятий. Бытовые сценки. Снимаю в мечетях, храмах. На рынках снимаю, на улице... Недавно снимала митинг "За родной язык!". Я снимаю жизнь такой, какая она есть, какой я ее здесь вижу. А в Казани можно увидеть мирное сосуществование людей разных культур, разных верований. И я, снимая, пытаюсь понять, как это мирное сосуществование, как этот диалог культур, диалог религий здесь возможен.
- Кто ваши информаторы?
- Я общаюсь с лидерами и представителями национальных общин Татарстана. С начальником управления президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями Маратом Гатиным. Читаю новости агентства "Татар-информ". У вас открытые люди, всегда готовые понять другого, друг друга. Мне все разрешают снимать. Только однажды попросили не снимать в одной мечети.
- Вам не кажется, что вам показывают, а вы снимаете парадную, но не настоящую Казань?
- Не кажется, нет. У меня нет постановочных снимков. Мои фотографии показывают реальную жизнь. Люди, которые спонсировали мой проект на KickStarter, периодически получают сейчас от меня отчеты о работе в Казани, это тексты и фотографии. И они реагируют на эти отчеты, на эти фотографии, где мирно сосуществуют храмы и мечети, с удивлением и воодушевлением. Говорят: "Ух, ты!".
- Элисон, вы согласны, что самое заметное, что есть сегодня в России, если смотреть на нее извне, это девушки из группы "Pussy Riot", которых за панк-молебен в храме Христа Спасителя держат за решеткой? Вы вообще в курсе этой истории?
- Я слышала про панк-молебен, да. Но я плохо знаю российские законы и не берусь рассуждать на эту тему... Что? Считала бы я удачей, если бы мне удалось снять этот панк-молебен?.. Да. Это была бы журналистская удача.
- Не могли бы описать свой характер?
- О... Вы задаете вопросы, как на деловом интервью при приеме на работу... Отвечу вам так: я очень любопытная, предприимчивая, трудолюбивая. Я интересуюсь людьми и уважаю людей.
- У вас друзья в Казани появились?
- Да, немало. Казань - большая деревня! И мне здесь очень комфортно. Кстати, сегодня мир, если говорить о новостях из России, получает в основном новости из столичной Москвы. А ведь Москва - это крошечная часть России. Мой казанский проект расширяет познания иностранцев о современной России.
- Казань, на ваш взгляд, дорогой город?
- По сравнению с Нью-Йорком - нет, не очень. Здесь, мне кажется, приемлемые, доступные цены на аренду жилья. А вот одежда неоправданно дорогая. Еда? Ну, я не могу назвать себя великим мясоедом. Еда тоже вполне доступна.
- А ваши, кажущиеся мне идеальными, представления о толерантной Казани еще не расходились с реальностью?
- Нет. Я хочу сказать, что у людей, которые живут в вашем уникальном городе, многому можно научиться в плане толерантности. Вы хороший пример для наших современников.
- Для каких именно?
- Например, из Судана. Из Нигерии. Да и с Кавказа...
545754485074505250405035
Показано 1-6 из 6 комментариев
так и есть горожанин. Люди хотя и образованные но,не культурные. Везде мусор,везде ругань и мат.
"Казань - большая деревня!" Ну ничего себе назвала Казань!!! Огромный современный город и деревня!!! А она сама откуда, из каких таких цивилизаций!!!???
Наиль Барсили,
Вы рассказываете в историческом ракурсе. Допустим как сегодняшние молодые режиссеры снимают фильмы о Великой отечественной войне.Они у них получаются пластмассовые. Поскольку никогда не были на войне, ни разу мимо их ушей не свистела пуля.А ведь, побывавшие в пекле войны участники, всегда молчали, не рассказывали о войне, даже если сильно просили об этом.
Поэтому это историчесикй пластмассовый взгляд на историю взаимоотношений мусульман и христиан.Впрочем на улице 21 век, век выдающихся коммуникаций, и взаимоотношения должны приобрести иной путь развития.Если 18 век был веком просвещения Европы, то 21 век должен быть веком просвещения планеты Земля.ИншаллаҺ! Аллаһу Акбар!
Да ладно вам, все нормально. Да, 500 лет назад мы были завоеваны и оккупированы Россией, но до этого в Булгарию пришел Ислам мирным путем, а не таким, как в Беленджер, Дербент и Бухару. Европа познакомилась с исламской толерантностью еще раньше, чем Татарстан. Это была Испания, где в мусульманском государстве жили бок-о-бок в мире мусульмане, христиане и иудеи. Далее толерантность была на Сицилии (сначала при мусульманах, далее век при норманах, но с вхождением Сицилии в германскую Священную Римскую Империю на мусульман начались гонения) и Османской империи, когда султан Мухаммед I (Мехмед Фатих) взял штурмом Константинополь - вместо латинян-католиков живших тут с момента завоевания города крестоносцами, он заселил город греками и мусульманами. Толерантность турок была такой, что в Османскую империю, простиравшуюся тогда до Венгрии и Австрии, бежало много крестьян-христиан из христианских государств, где классовое давление на простой класс был очень сильным, особенно со стороны владельца феода. В Османской же империи эти люди становились свободными и работали на себя, платя лишь "неверный" налог (10%). Везде там, где формировалось христианское гос-во, там уничтожали мусульман, иудеев и др. конфессии, поэтому в Европе не осталось и следа мусульман (или только следы их остались - в районе Неаполя, Сицилии, Гранады, Кордовы, Валенсии, Альмерии, Валенсии, Мальты). Тем временем, христиане и иудеи как жили своими общинами и монастырями в Египте, Сирии, Иордании, Ираке, Иране, Марокко... так и живут. Это ль не доказательство толерантности? У нас толерантность пока что обеспечивается только слабым состоянием Ислама, и общим распитием спиртных напитков и т.п. "толерантных" действий :)
Толерантность? Не, не слышал.
Вы видели как живут настоящие последователи Мусульманской религии? Молитвы 5 раз в день, в пятницу в Мечет и т.д. А таких Татарстане мало, очень мало.
Искренно согласен ниже написанным Иркә. Ислам в Татарстане уже не ислам, а смесь. Светлая память ему, аминь.
Госпожа Элисон!Америка и Европа тесно, бок о бок, глаза в глаза столкнулись с другим, иным миром, и соответственно ксенофобией по отношению к исламу только недавно. У нас это произошло 500 лет назад.Просто информацию о том, сколько крови было пролито, не сохранил ни один архив(((((История эта всячески умалчивается и утаивается официальной историей. Нынче у нас юбилей Батыршы, богатырь звучит в переводе. Это его не настоящее имя, а имя данное народом.Вы слышали о нем? Сердца, генетическая память потомков помнит и боль, и слезы утрат, страдания, горечь разочарования от поражений. Вот откуда эта толерантность. Цена толерантности - это пятисотлетние постепенные уступки мусульман. Ислам, живущий в Татарстане - это уже не ислам даже, а память о нем.А память она толерантна всегда, потому-что живет только внутри нас.
Вот пройдет 500 лет, и будет в Европе и Америке толерантность...
|
|