08.08.2012 Общество
Гражданский патруль: в Казани объявился "гаишник" из народа
Призвать к ответу водителей-наглецов решил 37-летний активист Федерации автовладельцев России. В июне он подежурил с видеокамерой на двух улицах Казани, после чего направил в ГАИ города больше сотни заявлений о фактах нарушения правил дорожного движения. Как оценили в ГАИ гражданскую инициативу, активист рассказал корреспонденту "ВК", но попросил изменить его фамилию.
На тропу войны с нарушителями Роман Алмазов вышел добровольно. Минувшей осенью на пересечении улиц Ершова и Гвардейской навстречу его авто выскочила серебристая иномарка - чтобы избежать удара лоб в лоб, Роман резко затормозил и предсказуемо получил удар сзади. Иномарка скрылась вдали, а наш герой еще несколько месяцев выбивал деньги со своей страховой компании...
1 июня в Татарстане стартовала акция ФАР "Гражданский патруль", и уже через неделю Алмазов со штативом и камерой вышел дежурить на тот злополучный участок улицы Ершова. Нарушители не заставили себя долго ждать: на записи видно, как, двигаясь в направлении ныне снесенного "Акчарлака", машины из левого ряда одна за другой заезжают за двойную сплошную линию. Всего за 40 минут в объектив камеры Романа попали 90 таких автомобилей - преимущественно иномарок. Среди них, по словам наблюдателя, и машина службы сопровождения советника президента РТ.
14 июня народный гаишник заступил на пост на улице Карла Маркса, фиксируя камерой автомобилистов, игнорирующих знак "Движение только прямо". По словам Романа, таких за сорок минут набралось около 20 человек. Далее наш герой засел за компьютер - составил заявления о нарушениях и, зайдя на интернет-портал государственных электронных услуг, переслал их в адрес ГАИ. И уже через неделю - весьма оперативно - получил звонок от инспектора. А вот дальше начались разочарования.
Разочарование первое. В ГАИ с ходу забраковали видео Алмазова с нарушениями на улице Карла Маркса, сообщив заявителю, что раз на записи не виден установленный дорожный знак, то доказать в суде его наличие будет проблематично. О том, что наличие или отсутствие знака в данном месте могла бы подтвердить обслуживающая дорожная организация, Алмазову сказано не было.
Разочарование второе и третье. Все электронные заявления Роману пришлось переписать от руки, а потом ходить в ГАИ на каждую встречу с владельцем заснятого автомобиля. "По законодательству между нами проводится что-то вроде очной ставки, на которой каждый излагает свою позицию, - объясняет Роман. - Но на практике бывало так, что я приезжал, а владельцы авто не приходили. Или же приходили и говорили: машиной по доверенности управлял кто-то другой - его и ищите".
Разочарование четвертое. В ГАИ Казани сочли, что двойной сплошной на улице Ершова нет, есть только разделительная полоса, а стало быть, и выезда на встречную полосу, ведущего к лишению прав через суд, не было. В результате водителям - тем, что все же явились в ГАИ, - предложили признать вину в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги и заплатить 500-рублевый штраф.
Разочарование пятое. Срок привлечения нарушителей к ответственности в отсутствие ДТП - короткий, о чем самые нахальные водители прекрасно осведомлены. В общем, гаишник из народа остался недоволен результатами работы - своей и коллег, наделенных властью.
- Наше законодательство оставляет массу лазеек для того, чтобы виновные избежали ответственности, - считает Роман. - А в ГАИ, призванной бороться за безопасность движения, к сожалению, сейчас нет сил и средств или желания, чтобы решать именно эту задачу. Поэтому на дорогах Казани некомфортно, серьезные нарушения, способные привести к смертельной аварии, - на каждом шагу. Моду на эти нарушения часто задают люди с "корочками", уверенные в своей безнаказанности...
ГАИ не против гражданских инициатив, но "безопасностью должны заниматься специалисты", считает начальник штаба городской ГАИ Александр Коледов. По данным его подчиненных, из всех нарушений, заснятых активистом ФАР, лишь девять доведены "до логического конца": водители привлечены к штрафам. В их числе водители Горводзеленхоза, банка "Ак Барс" и республиканской психбольницы. Вопрос "Был ли оштрафован водитель из службы сопровождения советника президента?" остался без ответа.
- 10 процентов привлеченных к ответственности - это не результат, - считает старший инспектор ГАИ Казани Евгений Гаранин, проверявший заявления Романа. - Очень много бумаги ушло, чтобы направлять все эти извещения водителям, а потом пришлось ждать, придут или не придут, ведь Кодекс не предусматривает их принудительную доставку...
Полномочный представитель ФАР по РТ Рамиль Хайруллин с выводами инспектора об эффективности акции не согласен: "Еще какой результат! Раньше только рукой махали и матерились из окна, а теперь можно заявление написать. Просто органы ГАИ пока не готовы проводить административные расследования по заявлениям граждан...".
По секрету Хайруллин сообщил, что вскоре в свой первый рейд по улицам Казани должен отправиться автомобиль с желтой полосой и надписью "Гражданский патруль". Машину фаровцам подарил один из автосалонов, сейчас в нее устанавливают 4 видеокамеры и рации. По словам Хайруллина, останавливать водителей народные гаишники не будут, их задача - зафиксировать грубые нарушения и передать материалы в ГАИ. Причем наклейки на "патрульном" автомобиле будут съемными, поэтому при желании он может осуществлять негласный контроль.