Новости Татарстана и новости Казани представляют Бизнес онлайн, Комсомольская правда, Реальное время, Татар информ, Коммерсант, Казанские ведомости, TatCenter.ru
|
|
|
Дни рождения
|
|
|
29.09.2012 Общество
В Татарстане начали реставрировать фрески ХVI-го века (ВИДЕО)В Успенском соборе Свияжска начали реставрировать фрески 16-го века. Таких в России совсем мало – можно по пальцам пересчитать. Одни уничтожило время, свою недобрую лепту внесли люди. Теперь другие восстанавливают. Успенский Собор, построен в 1561 году псковскими зодчими. Архитектурный ансамбль, говорят историки, не имеет равных в Среднем Поволжье. Храм из белого тесаного камня снаружи уже восстановили, сейчас благоустраивают территорию. По традиции, самыми последними на объект приходят реставраторы. Фрески в Успенском соборе занимают все поверхности стен и сводов – это больше тысячи квадратных метров. Это один из трех храмов России, где сохранилось живопись времен Ивана Грозного. А вот эта фреска особенно уникальна. Это Святой Христофор – единственная в мире фреска, где это святой изображен с лошадиной головой. Первый этап работы – спасти осыпающиеся стены. В 16 веке в качестве арматуры использовали гвозди. Их закаляли, но это не помогло. Спустя столетия плесень и соль выталкивает их из стен сотнями. За собой они тянут куски штукатурки с бесценными фресками. Гвозди аккуратно вытаскивают, левкас укрепляют. На высоте20 метровпод самым куполом художники-реставраторы. В их руках новозаветный сюжет сотворения мира. Как врачи они – не имеют права на ошибку. Неверное движение может обернуться потерей памятника. Тонкой кистью миллиметр за миллиметром тонируют лишь утраченные части фресок, не трогая оригинальный рисунок. Зоя Захарова, зав. кафедрой реставрации темперной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова - Это принцип реставрации принятый во всем мире – тонировки мы делаем чуть светлее, чем оригинальный рисунок. Для того, что бы любые специалисты могли увидеть состояние подлинника, его качество, подлинный цвет. В 16 веке фрески писали минеральными пигментами, а сверху заклеивали яичными желтками. Сегодня в арсенале реставраторов только обратимые краски – гуашь и акварель, которые без труда можно смыть водой. Впрочем, даже этот щадящий метод имеет свои недостатки. Георгий Шмелев, художник реставратор - Поскольку памятник не отапливается есть предел сколько можно работать. Храм начнет остывать через две недели, и остынет он очень быстро, и краски не будут сохнуть. Этот реставрационный сезон закончится очень быстро. Скоро художникам придется сложить краски и кисти и заняться консервацией объекта на зиму. Впрочем, то, что летом сюда вернутся – никто не сомневается. Собор, переживший столько испытаний, не может быть забыт.
Дарья ТУРЦЕВА, Илья ШОРИН |
Самые читаемые
Архив
|