25.04.2013 Авто
В Казани катастрофически много дорожных катастроф
«Апрель месяц - катастрофический для нас, такого никогда не было», - такими словами открыл сегодня «внеплановую» пресс-конференцию начальник республиканской ГАИ Рифкат Минниханов. Повод собрать журналистов дали цифры статотчетности, которые свидетельствуют о резком росте в апреле количества аварий, и - самое страшное - смертей на татарстанских дорогах.
А был ли рост?
Рифкат Минниханов заявил журналистам, что первые три месяца 2013 года статистика свидетельствовала, что усилия Госавтоинспекции дают хорошие результаты: на 11 процентов снизилось по сравнению с аналогичным периодом пошлого года количество ДТП. А в апреле все пошло наперекосяк: в 233 авариях погибло 39 человек, получило травмы 300, то есть намного больше, чем год назад.
Но сложив и разделив на три месяца показатели за январь, февраль и март, получаем, что зимой в среднем в месяц регистрировалось 311 ДТП, погибало в них 32 человека, получало травмы 386. И выходит, что не в этом месяце, а в этом году ситуация на дорогах - стабильно напряженная. Ну, а смертей, действительно, добавилось. Тут виноваты и трагедия с «краснобусом» на остановке «Гаврилова» и, как сам глава ГАИ утверждает, безответственное поведение водителей на сельских дорогах.
Большие надежды республиканская ГАИ в последние годы возлагала на камеры фотовидеорегистрации. И первоначально эффект от них был - во всяком случае, в поле зрения камер водители ездили аккуратнее. Сейчас, говорит Рифкат Минниханов, этот ресурс в Казани исчерпан (и впрямь, камерами столица РТ буквально утыкана). А вот в районах, где после сокращений личный состав ГАИ уже почти не виден, а 50 процентов тяжелых ДТП происходят на фоне превышения скорости, камеры еще могут способствовать наведению порядка.
Только вот дыхнуть в объектив камера водителя не заставит. А у нас растет число задержанных за вождение в нетрезвом состоянии. Причем, как сказал глава ГАИ, «при меньшем количестве личного состава сотрудников Госавтоинспекции выявляемость водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения оказалась на 14 процентов больше, чем в прошлом году». Так что - водители в апреле 2013-го пить больше стали? Да ничего подобного! На пресс-конференции это не прозвучало, но мы-то помним: несколько месяцев назад ГАИ начала практиковать «рейды по пьяным» - и выявляемость, что называется, поперла. Так что, похоже, крепко пили за рулем у нас всегда - просто ловили реже. Вопрос - почему?
До Универсиады на велосипеде не доедешь
21 апреля открыли сезон казанские велосипедисты. Полтысячи любителей экологически чистого вида транспорта - любимого, заметим, транспорта начальника республиканской ГАИ - собирались организованно, нарядной колонной, поехать от Парка Победы до Лебяжъего. Яркая колонна, по замыслу организаторов, должна была привлечь внимание горожан и властей. И побудить первых присоединиться к энтузиастам, а вторых - решить вопрос о том, чтобы по городу на велосипеде можно было кататься без риска для жизни.
Но во избежание рисков сотрудники ГАИ потребовали, чтобы велосипедисты разбились на группы не более чем по десять человек и следовали в сторону Лебяжьего без всякой торжественности. Потому как сопровождать колонну с мигалками гаишникам закон не позволяет (для этого ее Президент России должен был бы возглавить). А без полицейского сопровождения слишком велика вероятность, что эта колонна вскоре станет малочисленной и вообще траурной.
- Какой родитель выпустил ребенка на дорогу в городе Казани?! - в сердцах воскликнул Рифкат Минниханов, припомнив недавнее трагическое ДТП с юным велосипедистом. - Следует хорошенько задуматься, прежде чем сесть на велосипед и выехать на наши дороги. Сегодня они, к сожалению, не приспособлены к движению на велосипедах... Многие обижаются. Но пока не созданы условия. Правила допускают перемещение велосипедистов по дорогам, ближе к обочине. Но у нас есть выделенные полосы для движения общественного транспорта, и правила не предусматривают передвижение по ним велосипедистов. Можно ездить по тротуарам, в какой-то части мы на это глаза закрываем. Но вопрос велосипедного движения остается открытым. Мы за велосипедное движение, но в рамках ПДД. Существуют программы строительства велосипедных дорожек, но они не реализованы.
Действительно, в 2010 году в Управлении архитектуры и градостроительства Казани рассказывали журналистам, что в рамках работ по подготовке города к Универсиаде запланировано строительство велосипедных дорожек вдоль правого берега Казанки от моста Миллениум до Третьей транспортной дамбы и вдоль озера Средний Кабан. Их обещали сделать в 2011-м, в 2012-м, «до 2013 года»...
- Сегодня каждый должен создать условия, чтобы велосипедное движение развивалось, - заявил Рифкат Минниханов. А на вопрос, что сделало для этого руководство ГАИ, возразил, что решение о велосипедных дорожках не ГАИ, а городские власти принимают...
«Пешеходы ходят как хотят»
Три из семи апрельских «резонансных» казанских ДТП - это наезды на пешеходов. 5 апреля на улице Салимжанова под колесами «Лады» погиб гражданин, вышедший на дорогу вне зоны пешеходного перехода. 17 апреля на Гвардейской при таких же обстоятельствах пешехода задавил трамвай. А пешеход, погибший 19 апреля на Ленинградской, был инвалидом по зрению, переходил дорогу на красный свет и при этом разговаривал по телефону... «В Казани пешеходы ходят как хотят», - возмущенно расставил точки над i после перечисления обстоятельств этих трагедий Рифкат Минниханов...
С этим надо срочно что-то делать, считает руководитель республиканской ГАИ. Только не поздно ли метаться - пешеходы-то уже усвоили, что они «всегда правы». Граждане, которые привыкли переходить улицу не где положено, а где короче, не отрывая мобильника от уха, лезут через отделяющие тротуары от проезжей части заборы и выскакивают на дорогу в местах, предназначенных для выезда автомобилей с придомовой территории. Причем нередко это происходит в присутствии автоинспекторов, которые совсем рядом «работают» с водителями «по пешеходам».
Надзора не хватает
«Нашего надзора не хватает» - вздохнул Рифкат Минниханов и предложил журналистам «освещать каждое ДТП с погибшими». А потом привел цифры, свидетельствующие, что в росте количества аварий виновато, в частности, плохое содержание дорог:
- Более тысячи предписаний за недостатки выдано... Я считаю, что дороги должны быть безопасными, а чтобы они были безопасными, они должны содержаться в надлежащих условиях.
Начальник ГАИ сказал, что готов предоставлять журналистам информацию о том, кому и какие предписания по устранению ям на дорогах были выданы и как они были выполнены. Но потом фактически оправдал чиновников, ответственных за содержание дорог. Дескать, пока у нас дороги строятся в расчете на одну нагрузку на ось - меньшую, а ездят по ним машины с другой нагрузкой - гораждо большей, чем проект предусматривал, дорожное полотно будет разрушаться быстрее, чем дорожники будут его чинить. Да и чинить-то в таких условиях, похоже, бессмысленно...